Февраль, 2016
Сейчас просматриваете по месяцу
На актуальные вопросы отвечает Сибирское главное управление Центробанка
— Какие основные стимулы (в т.ч. налоговые) могут существенно повысить инвестиционную активность населения РФ, мотивируя выход россиян на фондовый рынок? Как Вы оцениваете действенность одного из таких стимулов – ИИС?
Банк России, закрепив в проекте «Основных направлений развития финансового рынка Российской Федерации на период 2016-2018 годов» цель по повышению уровня и качества жизни населения, уделит особое внимание созданию финансовых инструментов, доступных физическим лицам. По нашему мнению, это будет стимулировать переток средств, размещенных на депозитах, на финансовый рынок, в частности — на фондовый.
Банк России разрабатывает подходы к анализу эффективности и оценке института индивидуальных инвестиционных счетов. В рамках этой работы планируется внедрение норм, предусматривающих предоставление профучастниками рынка ценных бумаг, заключающими договора открытия и ведения ИИС, определенной информации.
Только накопив достаточный объем эмпирического материала можно, в случае необходимости, начинать работу по изменению (уточнению) соответствующего законодательства. Вместе с тем, в настоящее время основные усилия регулятора должны быть направлены на разработку мер, способствующих повышению общей финансовой грамотности населения.
— Как ЦБ РФ оценивает суммы средств, которые могут быть привлечены от граждан РФ на фондовый рынок?
В настоящее время кредитные организации аккумулируют более 20 трлн рублей средств физических лиц. Для привлечения части этих средств на фондовый рынок должны быть созданы условия, способные конкурировать с доходностью депозитов и институтом страхования вкладов. Размер привлеченных средств будет зависеть от стимулов, созданных регулятором и рынком.
— Какими средствами предполагается повышать финансовую грамотность россиян, в т.ч. – обучать работе на фондовом рынке с использованием электронных безбумажных технологий?
Банк России не ставит перед собой задачу обучения граждан работе на фондовом рынке. Процесс повышения финансовой грамотности состоит в том, чтобы дать людям знания о возможностях различных финансовых продуктов и сопутствующих рисках и привить базовые практические навыки использования финансовых услуг. Углубленное обучение для работы на фондовом рынке – это функция профессиональных участников рынка, многие из которых имеют специализированные учебные центры.
Что касается набора средств для повышения финансовой грамотности, то их можно разделить на системные и тактические. К средствам, способным повысить финансовую грамотность на системном уровне, можно отнести совместную работу Банка России и Минобрнауки России по внедрению блока «Основы финансовой грамотности» в школьную программу, подготовке тьюторов и учителей, а также запланированную разработку отдельного сайта Банка России, посвященного теме финансовой грамотности. В качестве тактических средств можно назвать проведение точечных информационных кампаний и публичных мероприятий, разработку различных брошюр и презентаций.
— Предполагается ли создание единой федеральной, постоянно действующей системы повышения финансовой грамотности?
Банк России совместно с Минфином России и рядом других ведомств участвует в разработке Национальной стратегии по повышению финансовой грамотности. В рамках этой работы предполагается создание единой дорожной карты на несколько лет вперед, которая позволит скоординировать действия различных ведомств, общественных организаций и бизнеса в данной области.
— Не является ли предложение физическим лицам выхода на фондовый рынок слишком рисковым? Не прогнозируется ли последующий отток инвестиций граждан из-за неизбежных незастрахованных потерь при работе на финансовом рынке? Не предполагается ли создание неких механизмов страхования инвестиций физических лиц?
Банк России рассматривает возможность предложения сбалансированного использования физическими лицами ресурсов фондового рынка. Так, в плановом периоде будут созданы специальные продукты для разных групп населения в зависимости, например, от возраста или уровня финансовой грамотности.
— Какие дополнительные механизмы, обеспечивающие физическим лицам доступ на фондовый рынок, предполагается разработать?
Основные условия доступа физических лиц к финансовым услугам – это ценовая и ассортиментная доступность, удобные каналы сбыта, понятный интерфейс, низкие издержки входа и относительная гарантия операций. Именно исходя из этих критериев будет продолжена работа Банка России в части обеспечения выхода населения на фондовый рынок.
— Каким образом предполагается обеспечить доступ к долговому и долевому финансированию субъектов МСБ?
В настоящий момент Минэкономразвития России совместно с Банком России и другими заинтересованными ведомствами ведет работу над проектом Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации до 2030 года, которая должна быть в ближайшее время вынесена на рассмотрение Правительства РФ. Большое внимание в Стратегии уделено обеспечению доступности финансовых ресурсов для малых и средних предприятий.
В рамках Стратегии планируется обеспечить повышение эффективности уже применяемых форм и видов финансовой поддержки этого сегмента бизнеса. Речь идет в том числе о стимулировании коммерческих банков к расширению кредитования малого и среднего предпринимательства, а также развитии новых направлений. Например, рынок секьюритизации кредитов и микрозаймов малого и среднего предпринимательства, развитие лизинга и факторинга, а также инструментов прямого финансирования. Отдельное внимание также уделяется повышению доступности акционерного и облигационного финансирования для быстрорастущих средних компаний, так называемых «газелей».
— Как предполагается обеспечить внедрение современной системы корпоративного управления публичных компаний? Будет ли ЦБ РФ или другой орган осуществлять оценку такой системы для публичных компаний в интересах действующих и потенциальных инвесторов?
Кодекс корпоративного управления (КПУ) носит рекомендательный характер, и по общему правилу публичные акционерные общества вправе самостоятельно принимать решение о соблюдении его положений. Однако свобода такого выбора ограничивается некоторыми факторами.
Так, годовой отчет публичных акционерных обществ, а также акционерных обществ, осуществивших (осуществляющих) публичное размещение облигаций или иных ценных бумаг, должен содержать сведения о соблюдении принципов и рекомендаций КПУ. При этом предполагается, что такие сведения не должны быть формальными, а должны отражать действительные причины соблюдения или несоблюдения рекомендаций кодекса. Указанная информация должна дать возможность инвесторам оценить качество корпоративного управления в акционерном обществе.
Кроме того, правила листинга Московской биржи содержат положения, согласно которым некоторые рекомендации КПУ (например, требование наличия независимых директоров, создания комитета по аудиту, комитета по вознаграждениям, комитета по номинациям, наличия корпоративного секретаря и прочие) должны соблюдаться компанией для включения ее ценных бумаг в котировальные списки биржи. При этом требования для включения в котировальный список Первого уровня являются более строгими, чем для включения в котировальный список Второго уровня, позволяя эмитентам выбрать наиболее приемлемый вариант.
Компании с государственным участием также обязаны соблюдать положения КПУ. В соответствии с поручением правительства были утверждены перечень и план внедрения в деятельность компаний с государственным участием положений КПУ.
Кроме того, предполагается законодательное закрепление отдельных положений КПУ. Например, в настоящее время идет обсуждение возможного включения в закон «Об акционерных обществах» положения, запрещающего голосование квазиказначейскими акциями на общем собрании акционеров.
В перспективе Банк России планирует осуществлять мониторинг соблюдения публичными акционерными обществами положений и рекомендаций кодекса на основе данных их годовых отчетов. По результатам такого мониторинга будет составляться регулярный обзор практики корпоративного управления в РФ.
— Как предполагается добиться ускорения интеграции выпускников российских ВУЗов в реальную работу в сфере финансовой индустрии?
Ответ на этот вопрос заложен в таком направлении, как «Подготовка квалифицированных кадров для финансовых институтов». В нем мы ставим амбициозную задачу по совершенствованию учебных программ на разных ступенях образовательной системы в той степени, которая должна обеспечить выпуск из ВУЗов лиц, готовых к выполнению аналитических и иных функций на работе в финансовой сфере.
Изменение условий банковского кредитования в Новосибирской области в 4 квартале 2015 года
В 4 квартале 2015 года в опросах по обследованию условий банковского кредитования (далее УБК) в Новосибирской области приняли участие 28 региональных банков и филиалов иногородних кредитных организаций, на долю которых приходилось 81,4% задолженности по кредитам, полученным заемщиками области (Рассчитано по банковской отчетности ф.0409302). Результаты обследования показали, что в 4 квартале 2015 года банки и филиалы продолжили смягчение условий банковского кредитования для всех категорий заемщиков, кроме крупного бизнеса. Условия кредитования крупных корпоративных клиентов незначительно ужесточились (диффузный индекс составил «+3,8пп»). Наиболее существенное смягчение отмечено в кредитовании населения при предоставлении ипотечных и потребительских ссуд. Основными факторами, оказывающими смягчающее влияние на изменение УБК, явились изменение условий кредитования банками и небанковскими кредиторами – конкурентами, условия привлечения средств на внутреннем рынке, а также изменение ситуации с ликвидностью. В сторону ужесточения УБК действовала ситуация в нефинансовом секторе экономики. Смягчение условий кредитования проявилось, прежде всего, в сокращении процентных ставок по кредитам и увеличении максимального размера кредита во всех основных сегментах кредитного рынка. В тоже время сохранилась тенденция к ужесточению требований к финансовому состоянию всех категорий заемщиков, особенно крупного бизнеса. Изменение других параметров кредитования было разнонаправленным. В кредитовании нефинансовых организаций (крупных корпоративных клиентов и малых и средних предприятий) продолжилось ужесточение требований к обеспечению кредита, а также сокращен спектр направлений кредитования. В секторе ипотечного кредитования расширен спектр категорий заемщиков, смягчены требования к обеспечению кредита. Условия выдачи потребительских ссуд смягчились по такой «позиции», как требования к максимальному сроку кредита, расширен спектр заемщиков. При этом, ужесточены требования к обеспечению кредита. В 4 квартале 2015 года отмечен рост спроса на новые кредиты со стороны малого и среднего бизнеса, в большей степени на долгосрочные кредиты (сроком свыше 1 года). Снизился спрос на кредиты крупных корпоративных заемщиков (особенно на кредиты сроком свыше 1 года) и населения (особенно на потребительские кредиты до 1 года). Спрос на реструктуризацию ранее выданных ссуд незначительно снизился, более существенно со стороны крупных корпоративных заемщиков и малого и среднего бизнеса. В первом полугодии 2016 года кредитные организации прогнозируют продолжение смягчения условий кредитования для малого и среднего бизнеса и населения (при предоставлении потребительских кредитов), и ужесточение условий кредитования для крупных корпоративных заемщиков и выдачи ипотечных кредитов. Спрос на банковские кредиты в 1 квартале 2016 года снизится. Во 2 квартале 2016 года возможно увеличение спроса со стороны всех категорий заемщиков, особенно со стороны малого и среднего бизнеса.
__________________________________________________________________________________________
2 Диффузный индекс рассчитывается как: 100% • [(количество банков, сообщивших о существенном
ужесточении условий кредитования) + 0,5 • (количество банков, сообщивших об умеренном ужесточении
условий кредитования) — 0,5 • (количество банков, сообщивших об умеренном смягчении условий
кредитования) — (количество банков, сообщивших о существенном смягчении условий кредитования)] / (общее
количество банков).
3 Индекс Bank Lending Tightness (BLT) рассчитывается как среднее арифметическое индексов «net percentage»
изменения условий кредитования трех основных категорий заемщиков: крупных корпоративных заемщиков,
малого и среднего бизнеса, населения. Индекс «net percentage» рассчитывается как (% банков, сообщивших
об ужесточении условий кредитования) – (% банков, сообщивших о смягчении условий кредитования).
__________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________
4 Положительное значение индекса на графиках 2, 4 и 8 свидетельствует об ужесточающем влиянии фактора,
отрицательное — о смягчающем влиянии. Отсутствие значения на гистограмме означает, что фактор не
оказывал влияния на изменение УБК.
5 Положительное значение индекса на графиках 3, 5 и 9 свидетельствует об ужесточении условий,
отрицательное – о смягчении условий. Отсутствие значения на гистограмме означает, что условие по
сравнению с предыдущим кварталом не изменилось.
__________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________
6 В таблице 2 и на графиках 10,11,12 положительное значение индексов означает увеличение спроса,
отрицательное – снижение.
__________________________________________________________________________________________
Реиндустриализация экономики Новосибирской области – окно новых возможностей
10.02.2016г. представители НП «Новосибирский банковский клуб» приняли участие в Круглом столе на тему «Реиндустриализация экономики Новосибирской области – окно новых возможностей». Присутствовали представители науки и бизнеса, образования, власти, общественности (до 200 экспертов), на видеосвязи были главы муниципальных образований (городских округов) Новосибирской области.
С докладами выступили: В.В. Кулешов – директор ИЭОПП СО РАН, академик; В.Е. Селиверстов – заместитель директора ИЭОПП СО РАН; Н.Г. Красников – мэр наукограда Кольцово; В.А. Пронькин – заместитель Председателя Правления НСО — министр сельского хозяйства НСО; А.Н. Ремённый – Советник ГАУ НСО «АРИС»; Д.Б. Верховод – генеральный директор ОАО «Технопарк Новосибирского Академпарка»; О.В. Молчанова – заместитель Председателя Правительства НСО – министр экономического развития.
Они раскрыли и отметили позиционирование Новосибирской области в экономическом пространстве РФ, рассказали о новых возможностях Программы реиндустриализации Новосибирской области, подчеркнули значимость формирования территории опережающего инновационно-технологического развития, обратили внимание на кластерную политику, интеграцию инноваций научных организаций и университетов, на господдержку проектов Программы.
Были приняты итоговые рекомендации.
Правление ТПП РФ приняло решение о проведении очередного VII Съезда Торгово-промышленной палаты России 1 марта 2016 года
1 марта 2016 года состоится очередной VII Съезд Торгово-промышленной палаты России. Город Новосибирск будет представлен делегацией от НГТПП во главе с В.Г. Женовым, Президентом НП «Новосибирский банковский клуб», председателем Правления НГТПП.
На съезде будут обсуждены вопросы:
«Малое и среднее предпринимательство: Перезагрузка. ТПП – центр предпринимательской инициативы и интересов»
«Отечественный бизнес и внешнеэкономические связи России: тернистый путь на международный рынок»
«Бизнес и инвестиции: новые вызовы, новые планы»
«Торгово-промышленные палаты, объединения предпринимателей: потенциал взаимодействия и развития»